Регистратура: 8 (7222) 77-41-31, 77-44-53
Приемная: 8 (7222) 35-21-19
Служба поддержки пациентов: 8 (7222) 35-21-20, 35-21-04
Адрес: г. Семей, 35 квартал, 18Г
Меню

Этический кодекс

Утверждено
решением Наблюдательного совета
КГП на ПХВ «Поликлиника № 4 города  Семей» УЗ ОА
Протокол №3 от 02 февраля 2024 года

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС
медицинского работника
коммунального государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Поликлиника №4 города Семей» Управления здравоохранения области Абай

ЦЕЛЬ:

Жизнь и здоровье человека — главные, фундаментальные ценности. Деятельность медицинского работника направлена на их сохранение и требует от него гуманного отношения к человеку, уважения к его личности, сочувствия и соучастия, доброжелательности, благотворительности и милосердия, терпеливости, взаимодоверия, порядочности и справедливости.

Этот Кодекс предназначен для применения в профессиональной деятельности медицинских работников, сфера профессиональной деятельности которых охватывает сохранение, восстановление и укрепление здоровья человека.

Этический Кодекс медицинского работника (далее Кодекс) коммунального государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Поликлиника №4 города Семей» Управления здравоохранения области Абай (далее Поликлиника) является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.

Настоящий Кодекс определяет отношения между медицинскими работниками, обществом и пациентом, и направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность медицинского работника перед обществом за свою деятельность.

Под медицинским работником в настоящем Кодексе понимаются специалисты – врачи, провизоры; средний медицинский персонал – медсестры (медбратья), фармацевты, фельдшеры, лаборанты; младший медицинский персонал – санитары (ки).

РАЗДЕЛ 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Этический кодекс медицинского работника определяет совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников коммунального государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Поликлиника №4 города Семей» Управления здравоохранения области Абай при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.

1.2.  Положения настоящего Кодекса распространяются на всех сотрудников КГП на ПХВ «Поликлиника №4 города Семей» Управления здравоохранения области Абай.

РАЗДЕЛ 2

Этические принципы и требования к медицинским и фармацевтическим работникам

2.1. Медицинские и фармацевтические работники при выполнении своих должностных обязанностей руководствуются следующими принципами:

1) беспристрастность;

2) честность и объективность;

3) порядочность;

4) профессиональная компетентность;

5) безупречное поведение;

6) лояльность;

7) конфиденциальность информации;

8) гуманность;

9) независимость.

2.2. В своей деятельности медицинский и фармацевтический работник:

1) добросовестно выполняет свои должностные обязанности, соблюдает трудовую дисциплину, рационально и эффективно использует свое рабочее время;

2) соответствует высоким моральным и нравственным критериям, соблюдает установленные законами Республики Казахстан ограничения и запреты;

3) руководствуется современными методами и технологиями лечения с доказанной клинической эффективностью;

4) непрерывно совершенствует свои профессиональные знания, навыки, компетенции и профессионализм;

5) не совершает действий или бездействий, способных дискредитировать высокое звание медицинского и фармацевтического работника Республики Казахстан;

6) противостоит проявлениям коррупции;

7) не допускает использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;

8) не допускает совершения проступков и правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность;

9) не допускает использования служебного положения для решения вопросов личного характера, не допускает рекламу медицинских изделий и фактов принятия подарков, услуг от физических и юридических лиц в связи с выполнением служебных обязанностей;

10) личным примером способствует созданию устойчивой морально-психологической обстановки и соблюдению в коллективе принципов корпоративной этики и безопасности;

11) способствует укреплению доверия граждан к системе здравоохранения Республики Казахстан;

12) способствует соблюдению норм этического кодекса;

13) способствует укреплению единства работников Поликлиники и межнационального согласия.

2.3. Ограничения в деятельности медицинского работника:

1) не использовать свои знания и возможности в негуманных целях;

2) не принимать поощрения от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств;

3) не предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, медицинских изделиях, в том числе скрывать от пациента информацию о наличии лекарственных препаратов, медицинских изделий, имеющих более низкую цену;

4) своими действиями и решениями не давать повода обоснованной критике со стороны общества, не допускать преследований за критику, терпимо относиться к критике, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности.

РАЗДЕЛ 3.

Взаимоотношения медицинского работника и пациента

3.1. В отношениях с пациентами медицинские и фармацевтические работники:

1) не подвергают какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам;

2) относятся с уважением к личной жизни пациента и права на конфиденциальность;

3) принимают решения исключительно в интересах пациента;

4) оказывают в рамках профессиональной деятельности медицинскую помощь нуждающемуся независимо от места и времени его нахождения;

5) разъясняют принципы солидарной ответственности за охрану собственного здоровья.

3.2. Медицинский работник может отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту в следующих случаях:

  • если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;
  • данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам медицинского работника;
  • не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.

3.3. Медицинский работник не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому врачу. Медицинский работник должен уважать право пациента на выбор лечащего врача, учреждения и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер. Добровольное согласие пациента на лечение медицинский работник обычно получает при личном разговоре с больным. Это согласие должно быть осознанным, больной должен быть непременно информирован о методах лечения, о последствиях их применения, в частности, о возможных осложнениях, других альтернативных методах лечения. Проведение лечебно-диагностических мероприятий без согласия пациента разрешено только в случаях угрозы для жизни и здоровья пациента и неспособности адекватно оценивать ситуацию. Желательно решение в подобных случаях принимать коллегиально. При лечении лиц, страдающих психическими заболеваниями, медицинский работник руководствуется законодательством Республики Казахстан. При лечении ребенка медицинский работник обязан предоставить полную информацию его родителям или опекунам, получить их согласие на применение того или иного метода лечения или лекарственного средства.

3.4. Медицинская помощь предоставляется после получения информированного согласия пациента на получение медицинской помощи. Врач должен быть уверен, что решение о согласии или отказе принято пациентом добровольно и осознанно.

3.5. Врач должен уважать право пациента или его законного представителя соглашаться на медицинское вмешательство или отказаться от него. Обязанность врача в доступной форме объяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме в соответствии с нормативными положениями. Отказ пациента или его законного представителя не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношение к нему врача.

3.6. Категорически запрещается использование медицинских средств с целью наказания пациента.

3.7. Врач вправе оказывать помощь без согласия пациента (или законного представителя) только в строгом соответствии с законодательством Республики Казахстан.

РАЗДЕЛ 4

ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА

4.1. Персональные медицинские данные, информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья лица, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и (или) лечении, составляют тайну медицинского работника.

4.2. Не допускается разглашение сведений, составляющих тайну медицинского работника, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных пунктами 4.3 и 4.4 настоящего раздела.

4.3. С информированного согласия пациента или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих тайну медицинского работника, для проведения научных исследований, использования этих сведений в учебном процессе.

4.4. Предоставление сведений, составляющих тайну медицинского работника, без согласия лица допускается в следующих случаях:

1) в целях обследования и лечения лица, не способного из-за своего состояния выразить свою волю, в случае отсутствия законного представителя;

2) при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе при донорстве крови, ее компонентов, трансплантации органов (части органа) и (или) тканей (части ткани);

3) по запросу органов дознания и предварительного следствия, прокурора, адвоката и (или) суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства;

4) при оказании медицинской помощи несовершеннолетнему или недееспособному лицу для информирования его законного представителя;

5) при наличии оснований полагать, что вред здоровью гражданина Республики Казахстан причинен в результате противоправных деяний;

6) при обнаружении у лица психических отклонений и склонностей к сексуальному насилию;

7) при проведении государственного контроля качества оказания медицинских услуг (помощи), мониторинга договорных обязательств по качеству и объему медицинских услуг;

8) при проведении проверок органами прокуратуры в порядке, установленном Конституционным законом Республики Казахстан "О прокуратуре";

9) по запросу специальных государственных органов в целях решения задач контрразведывательной деятельности.

4.5. Не является разглашением тайны медицинского работника:

1) передача на хранение резервной копии электронного информационного ресурса на единую платформу резервного хранения электронных информационных ресурсов в соответствии с порядком и сроками, определяемыми уполномоченным органом в сфере обеспечения информационной безопасности, за исключением случаев, когда такие электронные информационные ресурсы содержат информацию, связанную с разведывательной, контрразведывательной деятельностью и охранными мероприятиями по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов, передача которой осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах;

2) обмен информацией с использованием информационно-коммуникационных технологий в целях оказания медицинской помощи и осуществления деятельности правоохранительных и специальных государственных органов.

4.6. Не допускается подключение электронных информационных ресурсов, содержащих персональные медицинские данные физических лиц, к сетям телекоммуникаций, связывающим их с другими базами данных, без согласия физических лиц при использовании персональных медицинских данных, касающихся их частной жизни, кроме случаев, связанных с донорством крови и ее компонентов, органов (части органа) и (или) тканей (части ткани), а также запросами правоохранительных, специальных государственных органов по предоставлению информации в форме электронного документа, составляющей медицинскую тайну, о состоянии на учете лиц, болеющих или переболевших туберкулезом, с психическими, поведенческими расстройствами (заболеваниями), связанными с употреблением психоактивных веществ.

4.7. Не являются нарушением тайны медицинского работника случаи, когда данные о здоровье пациента стали общедоступными по причинам, не зависящим от медицинского работника.

РАЗДЕЛ 5

ОТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕГАМИ И ДРУГИМ МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ

5.1. В отношениях с коллегами медицинские и фармацевтические работники должны:

1) соблюдать деловой этикет и правила официального поведения;

2) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету коллег и организации.

5.2. Взаимоотношения между медицинскими работниками должны строиться на взаимном уважении и доверии, честности, справедливости, доброжелательности, порядочности.

5.3. С уважением относиться к знаниям и опыту своих коллег, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания.

5.4. Не ставить публично под сомнение профессиональную квалификацию другого врача или каким-либо иным образом его дискредитировать.

5.5. Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег. Медицинский работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.

РАЗДЕЛ 6

ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА, ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ

6.1. Настоящий кодекс действует в медицинской организации и имеет обязательную силу для всех медицинских работников.

6.2. Медицинский работник за нарушение норм этического Кодекса может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим трудовым законодательством Республики Казахстан.

6.3. Дисциплинарный проступок представляет собой нарушение норм этического Кодекса, выразившееся в неисполнении специалистом возложенных на него обязанностей или в нарушении установленных запретов.

6.4. В случае возникновения конфликтной ситуации медицинский или фармацевтический работник обсуждает проблему конфликта с непосредственным руководителем для принятия соответствующих мер.

6.5. При предъявлении необоснованного публичного обвинения в коррупционных проявлениях медицинский или фармацевтический работник принимает меры по его опровержению в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения.

6.6. Степень ответственности за нарушение профессиональной этики определяется Этической комиссией. Если нарушение этических норм одновременно затрагивает и положения действующего законодательства Республики Казахстан, медицинский работник несет ответственность по закону.

6.7. Пересмотр и толкование отдельных положений настоящего Кодекса осуществляется этической комиссией с учетом предложений сотрудников и профсоюза.

Блог руководителя

Написать